Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
«Мне кажется, что если литературные премии делаются с достаточным трудолюбием и менеджерским усердием, то они со временем перекраивают даже не книжное поле, а книжную гравитацию. Как нам рисуют физики, что большой объект вокруг себя слегка искривляет пространство-время и маленькие объекты начинают в это место стекаться. И книжная премия на самом деле работает так же. Если какая-нибудь работает не так, значит она сделана плохо».
Александр Гаврилов:
Ex-организатор премии «ПолитПросвет», литературный критик, культуртрегер, телеведущий, председатель оргкомитета премии «Просветитель»

«Книжное измерение», 2018
«Мы вынуждены придавать премиям то значение, которого они не имеют. По-хорошему премий должно быть гораздо больше. Каждая из них должна работать на свой круг. Больше нет же единого чтения. Чтений множество. Каждая группа имеет право…»
Александр Архангельский:
«Книжное измерение», 2018

------------------------Истории о премиях, в создании которых Александр Архангельский принимал участие, рассказывают коллеги:

Премия имени Аполлона Григорьева
Премия учреждена Академией русской современной словесности и придумана ее сооснователем и первым президентом — Александром Архангельским. До 2003 года премия осуществлялась при финансовой поддержке ОНЭКСИМбанка и Росбанка, а в последние годы стала независимой и переняла принцип Гонкуровской премии — вручалась без денежного приза.
За лучшее литературное произведение года во всех жанрах, кроме критики, литературоведения и культурологии
1997–2004
Воспоминание Сергея Чупринина, лауреата премии «Просветитель» 2020 года в номинации «Гуманитарные науки», главного редактора журнала «Знамя», профессора Литературного института
«Александр сказал, что главная задача — обратить на себя внимание. Именно он предложил начать нашу работу с вручения литературной премии. В то время как все остальные премии казались конъюнктурными и подверженными чьему-то влиянию, у нас должна была получиться независимая, абсолютно строгая экспертная премия, — потому что мы профессионалы».
премия
«Просветитель»
Премия была учреждена в 2008 году основателем и почетным президентом компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия». С 2016 года проходит при поддержке Zimin Foundation. C первого года работы премии Александр Архангельский стал председателем оргкомитета — и оставался им до 2020 года.
За лучшую научно-популярную книгу на русском языке
2008–н.в.
Александр Архангельский о премии «Просветитель» в 2010 году:
«Главная цель этой премии - обеспечить встречу между научным знанием и массовой аудиторией, как это было когда-то в советское время и как это происходит во всем мире. Люди должны знать, о чем думают ученые».
«Я каждый раз иду на заседание жюри с огромным удовольствием. Не потому, что это престижно или там почетно, а просто потому, что это редкое удовольствие. И за это удовольствие я благодарен, конечно, великому таланту Дмитрия Борисовича Зимина, и Саше, Александру Архангельскому, русскому интеллигенту и европейскому интеллектуалу».
Воспоминание Евгения Бунимовича, поэта, математика, заслуженного учителя России, депутата Московской городской Думы, председателя комиссии по образованию, члена жюри премии «Просветитель»
премия
«ПолитПросвет»
Конкурс проводился фондом «Либеральная Миссия» при финансовой поддержке Дмитрия Борисовича Зимина, чтобы привлечь внимание общества к журналистам, публицистам и блогерам, которые своими публикациями вносят вклад в политическое просвещение россиян. Александр Архангельский — автор идеи и бессменный сопредседатель оргкомитета.
За лучшие просветительские публикации на общественно-политические темы (СМИ и новые медиа)
2011–2015
«Дмитрий Борисович спросил: что же мы можем делать в этой ситуации? Как можно бороться с чудовищным уровнем ксенофобии и агрессии? И Архангельский ответил то же, что и всегда: «Нужно образовывать. Нужно заявлять основательно и отчетливо, что неправда, а что правда, что ошибка, а что сознательная ложь». Так и появилась премия «ПолитПросвет» — за лучшее публицистическое высказывание, объясняющее, как устроена современная политика и общественная жизнь».
Воспоминание Александра Гаврилова,
ex-организатора премии «ПолитПросвет», литературного критика, культуртрегера, телеведущего, председателя оргкомитета премии «Просветитель»
премия
«либмиссия»
Член жюри и сопредседатель оргкомитета с первого года премии. Ежегодно победителей объявляет жюри, состав которого утверждает фонд «Либеральная миссия». Главная цель премии — качественное улучшение понимания людьми, читающими на русском языке, текущей общественной ситуации в России.
За лучшую книгу и цикл публикаций в СМИ о текущем общественно-политическом процессе
2016–н.в.
«За что я люблю Сашу, с которым знаком уже больше 30 лет? Он очень талантливый, очень умный, высоконравственный, — но я его люблю еще и за то, что он человек очень добросовестный, очень тщательный, очень работоспособный. И свою работоспособность он ставит на службу общему делу. Я знаю много деятельных и скрупулезных людей, — и вот они пишут, стругают одну монографию за другой, статью за статьей — работают только для себя. А Саша — человек, который работает для общества».
Воспоминание Дениса Драгунского, писателя, журналиста и политолога, председателя жюри премии «ЛибМиссия»
премия «поэзия»
(до 2018 — «Поэт»)
В 2005 году Анатолий Чубайс придумал премию «Поэт», которую вручали за наивысшие достижения в современной русской поэзии. Тринадцать лауреатов были отмечены Обществом поощрения русской поэзии при финансовой поддержке РАО «ЕЭС России». В 2018 году премию решено было переформатировать — тогда ее подхватил благотворительный фонд «Достоинство», а главой оргкомитета был избран Александр Архангельский. Премия «Поэт» переросла в «Поэзию», стала шире и многограннее: появились номинации за критику и перевод.
За лучшее стихотворение, стихотворный перевод и литературную критику
2018–н.в.
Поздравление Анатолия Чубайса
Воспоминание Сергея Чупринина, лауреата премии «Просветитель» 2020 года в номинации «Гуманитарные науки», главного редактора журнала «Знамя», профессора Литературного института

Чтобы рассказать о Премии Аполлона Григорьева, нужно вначале сказать об Академии русской современной словесности. Ее история началась в 1997 году. Трое литературных критиков — я и Андрей Немзер на кухне у Владимира Новикова под пироги и вино горевали о том, что профессия литературного критика исчезает с лица земли. Хотя тогда еще не было блогеров, зато были уже газеты «Московский комсомолец» и «Коммерсант», которые писали бог знает что о литературе. Любая кухарка решила вдруг управлять не только государством, но и литературным процессом. Сейчас-то это дело обычное, но нам тогда казалось, что этому надо сопротивляться. И вот, собравшись после этого разговора уже вдевятером — вместе с Александром Николаевичем, — мы решили, что противостоять умалению литературной критики можно, создав такую ассоциацию, в которой все члены будут считать друг друга профессионалами и ровнями при всех политических, эстетических и прочих расхождениях.

В создании Академии сыграли свою роль уникальные для литератора качества Александра Архангельского, как практичность и деловитость. Пока мы фантазировали, говорили про то и се, пытались спорить, — Александр подумал и сказал: «Нет, никаких ассоциаций. Сейчас больше всего уважают слово «академия». Давайте назовем себя Академией российской словесности». Но оказалось, что академия с таким названием уже была зарегистрирована враждебными коммунопатриотами. Тогда мы добавили в аббревиатуру букву «С» (наша «словесность» стала «современной») и начали думать, что же делать дальше.

Александр сказал, что главная задача — обратить на себя внимание. Именно он предложил начать нашу работу с вручения литературной премии. В то время как все остальные премии казались конъюнктурными и подверженными чьему-то влиянию, у нас должна была получиться независимая, абсолютно строгая экспертная премия, — потому что мы профессионалы.

«Но она, — говорит Архангельский, — должна быть очень большая, потому что сейчас верят только большим деньгам». И он, именно он, а никто другой, нашел для премии спонсора. Александр умел и всегда умеет быть убедительным, и он один из немногих литераторов, который умеет разговаривать с гражданской и капиталистической властью на их языке, они его понимают.

Имя премии придумал Немзер — он решил, что будет очень остроумно назвать ее в честь человека, который всю жизнь нищенствовал и дважды попадал в долговую яму, а теперь от его имени будет выдаваться самая большая литературная премия. С этим согласились все, как и с избранием Александра Николаевича первым президентом Академии. Во время его правления не только появилась сама премия и стала на ноги, но об Академии заговорили, появились доброжелательные отклики и что особенно приятно — отклики недоброжелательные, ругательные, которые всегда являются свидетельством успеха.

Потом мы все успели побывать членами жюри премии Аполлона Григорьева, кто в роли председателя, кто просто в роли члена жюри. Я пересмотрел списки лауреатов, и мне ни за кого абсолютно не стыдно, все очень достойные люди и старшего поколения литераторы — Виктор Астафьев, Юрий Давыдов, и тогда еще совсем молодые люди, еще мало кому известные — Андрей Дмитриев, Марина Вишневецкая и многие другие. 

Архангельский — гуманитарий, литератор и поэтому по природе своей должен быть фантазером, и он фантазер, много чего придумывает. Хотя в отличие от многих литераторов, сочинителей и фантазеров, он умеет превратить свои намерения и мечты в дело. Это редчайшее качество. Количество получившихся проектов таково, что кажется, что ошибок у него не было.
Воспоминание Евгения Бунимовича, поэта, математика, заслуженного учителя России, депутата Московской городской Думы, председателя комиссии по образованию, члена жюри премии “Просветитель”

Тип русского интеллигента и западного интеллектуала принято противопоставлять.
Русский интеллигент – это прежде всего мораль, репутация, критическое отношение к власти и к себе, творческий подход ко всему на свете. Западный интеллектуал — это прежде всего эрудиция, компетентность, профессионализм; респектабельность, достойное место в социуме, человек, который не только высказывается, но и услышан; разбирается одновременно в современной философии и в хорошем вине. Вроде бы действительно – во многом антонимы.

Однако, если меня спросят, кого у нас я могу назвать сегодня типичным русским интеллигентом, то я бы, конечно, среди первых назвал Александра Архангельского.

И, в то же время, если меня спросят, кого у нас я могу отнести к типичным европейским интеллектуалам, то, оглянувшись в некоторой растерянности вокруг, я бы тоже одним из первых назвал Александра Архангельского.

Такое вот удивительное сочетание, делающее Архангельского абсолютно уникальной фигурой в нашей культуре. Причем в Саше каким-то неизвестным науке способом всё это уживается на редкость гармонично, и даже швов не видно!

Впервые я обратил внимание на это уникальное свойство Архангельского в его отличной (и отличной от многих других) передаче на телеканале «Культура», а потом всё это отчетливо проявилось в нашей работе над премией «Просветитель». В свою программу Саша приглашал людей очень разных взглядов, но безусловно авторитетных и компетентных, и свободно, на равных, внятно и в то же время корректно обсуждал с ними сложнейшие темы, в которых не он, а они были ведущими специалистами, умея при этом не просто выстроить диалог с любыми собеседниками, но и сделать обсуждение результативным.

Всё это получило замечательное развитие в премии «Просветитель». Великолепной была сама идея Дмитрия Борисовича Зимина привлечь Сашу к созданию премии. Когда меня пригласили стать членом жюри, я был приятно поражен, насколько внятно и точно выстроена концепция. Конечно, за ней стояли, с одной стороны, грандиозные, романтические и одновременно очень практичные идеи просветительства Зимина, но с другой —точное умение выстроить логику и подчинить всё главному смыслу, заявленной цели, — то, что свойственно Саше Архангельскому. Не только как сопредседатель ее оргкомитета, а как лоцман на корабле, как человек, хорошо знающий фарватер и все опасности на пути, границы того, что является «Просветителем», а что уже нет.

На заседания жюри, которые традиционно вел Архангельский, собирались очень разные ученые, признанные специалисты в разных областях, при этом у каждого, естественно, на все свое аргументированное, а иногда и совершенно неожиданное мнение. Дмитрий Борисович, заинтересованно участвуя в наших посиделках, со свойственной ему деликатностью никогда не давил на членов жюри. Привести всё это к осмысленному результату –очень непростая задача, с которой блестяще справлялся Архангельский.

Бывало, Саша жестко и точно корректировал выступления — но только если чувствовал, что что-то противоречит принципам премии. Имея опыт парламентария, могу сказать, что Александр Архангельский мог бы быть виртуозным спикером настоящего, отвечающего своему предназначению парламента, где самые разные мнения нужно свести к итоговому разумному решению. Сочетание эрудиции и компетентности, уважение к взглядам и мнениям других, и в то же время жесткая внутренняя необходимость добиться осмысленного результата, — те составляющие успеха премии «Просветитель», которые внес Александр Архангельский.

Я каждый раз иду на заседание жюри с огромным удовольствием. Не потому, что это престижно или там почетно, а просто потому, что это редкое удовольствие. И за это удовольствие я благодарен, конечно, великому таланту Дмитрия Борисовича Зимина, и Саше, Александру Архангельскому, русскому интеллигенту и европейскому интеллектуалу.
Воспоминание Александра Гаврилова, ex-организатора премии “ПолитПросвет”, литературного критика, культуртрегера, телеведущего, председателя оргкомитета премии “Просветитель”

Премия «ПолитПросвет» возникла в 2010 году по двум причинам: во-первых, Александра Николаевича все любят и все хотят сделать с ним хоть что-нибудь. Вторая причина — страшное побоище на Манежной площади, устроенное футбольными фанатами из-за гибели болельщика Егора Свиридова. Этой историей оказался совершенно потрясен Дмитрий Борисович Зимин, соавтор многих проектов Архангельского, и позвал его к себе на беседу как человека, который понимает, что происходит в жизни общества.

Дмитрий Борисович спросил: что же мы можем делать в этой ситуации? Как можно бороться с чудовищным уровнем ксенофобии и агрессии? И Архангельский ответил то же, что и всегда: «Нужно образовывать. Нужно заявлять основательно и отчетливо, что неправда, а что правда, что ошибка, а что сознательная ложь». Так и появилась премия «ПолитПросвет» — за лучшее публицистическое высказывание, объясняющее, как устроена современная политика и общественная жизнь.

Задача «ПолитПросвета» состояла не в том, чтобы отделить политических сторонников от политических противников, а совсем наоборот. Ее название, разумеется, играло с советской эстетикой аббревиатур — санпросвет, всеобуч, etc. Идея политического просвещения в Советском Союзе тоже была, но в нашем случае аббревиатура работала двояко. С одной стороны, в ней речь шла о просветительстве и просвещении, с другой — буквально очень хотелось просвета в сгущающихся политических тучах.

Несмотря на то, что вначале возникла идея соединить ее с премией «Просветитель», Архангельский сразу занял твердую позицию, что делать этого не нельзя: у них разные ритмы, разная энергия, разные цели, разные ориентиры. Так премии разошлись по сезонам: «Просветитель» вручался в середине ноября, а «ПолитПросвет» стал летним садовым приемом — например, премия вручалась в саду парка Останкино и в Саду им. Баумана. Люди приходили встречаться на свежем воздухе и уже это само по себе давало ощущение того самого просвета. Можно было не как обычно встретиться в прокуренном подвале и рыдать кому-то в лацкан, совсем наоборот: собраться нарядными в саду, выпить шампанского и признать, что работа одного из авторов в публицистической области оказалось значимой и интересной.

У этой премии не было долгой счастливой истории, потому что желание просвета было воспринято довольно агрессивно политическим истеблишментом. Как ни странно, именно эти летние садовые приемы были расценены как вызов: не положено открыто радоваться на людях. 

Каждый год всем гостям церемонии «ПолитПросвета» вручался какой-нибудь сувенир. В один из годов, подаривших миру слово «белоленточники» для обозначения людей которые хотели бы для России больше свобод, белые стояния и белые шествия, «ПолитПросвет» выдавал белые зонтики. На каждом этом зонтике было напечатано: «ПолитПросвет защищает голову». Он должен был защищать голову каждого обладателя: от дождя, от падения не слишком больших предметов с небес и, главным образом, от того, чтобы эту голову морочили. И все время, что эта премия существовала, он защищал ее чрезвычайно эффективно и элегантно.
 
Воспоминание Дениса Драгунского, писателя, журналиста и политолога, председателя жюри премии «ЛибМиссия»

Саша Архангельский принял самое активное участие в создании премии «ЛибМиссия» — и благодаря ему, она стала самостоятельной премиальной институцией, а не приложением к «Просветителю». Она как бы подхватила флаг от премии «ПолитПросвет», которую пришлось закрыть и в которой Саша был одним из ключевых фигур. Но Архангельский не только организатор «ЛибМиссии». Прежде всего он человек, который всегда принимал самое активное, самое заинтересованное участие в обсуждении. Я — бессменный председатель жюри и могу сказать, что Саша — самый скрупулезный, тщательный человек, его слова всегда имели большой вес и его всегда хотелось послушать.

Я с Сашей сидел еще в одном жюри — премии Гайдара, которую присуждают в том числе за действия, способствующие формированию гражданского общества. Я, к сожалению, к этой премии относился формально, думал: ну, проголосую как все! Для меня эти заседания не имели значения. А для Саши все всегда важно — он взвешивал каждую деталь, каждый грамм в этом премиальном процессе и писал очень хорошие представления.

За что я люблю Сашу, с которым знаком уже больше 30 лет? Он очень талантливый, очень умный, высоконравственный, — но я его люблю еще и за то, что он человек очень добросовестный, очень тщательный, очень работоспособный. И свою работоспособность он ставит на службу общему делу. Я знаю много деятельных и скрупулезных людей, — и вот они пишут, стругают одну монографию за другой, статью за статьей — работают только для себя. А Саша — человек, который работает для общества.

Взять, например, его работы как журналиста, как писателя. Например, его замечательные книги бесед с Жоржем Нива и с Теодором Шаниным. Прекрасные книги! Я помню, он мне подарил одну из них, когда я ехал домой из «Вышки», с «Лубянки», домой — на станцию «Университет». Я сел в вагон, открыл книгу… и проехал свою станцию, потому что оторваться было просто невозможно. Это не фигура речи, это правда. Его «Диссиденты», его фильм «Голод» — в них есть определенная жертвенность, жертвенность документалиста. Потому что любой самолюбивый, себялюбивый человек — например, я — подумал бы: почему это я должен задавать вопросы этому знаменитому дяде? Я сам могу сказать от себя, за себя, пусть меня читают! Но Саша, к счастью для нас для всех, совершенно лишен этого эгоистичного творческого или гуманитарного эгоизма. Он великий гуманитарный альтруист.